Переработка крупногабаритных шин

13 марта 2019 года в Кемеровском институте вычислительных технологий СО РАН состоялась научно-практическая конференция «Комплексный экологический подход к развитию угольной промышленности в Кемеровской области.

В работе приняли участие заместитель губернатора по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов, начальник областного департамента природных ресурсов и экологии Сергей Высоцкий, руководитель управления Росприроднадзора Александр Бондаренко, ученые профильных институтов, руководители отходоперерабатывающих предприятий, экологи угольных предприятий, руководители органов местного самоуправления, а также гости из Москвы — исполнительный директор Союза производителей и импортеров шин «ЭкоШинСоюз» Сергей Подойников и руководитель научно-методического центра «Управление отходами и вторичными ресурсами» Минпромторга России Владимир Марьев.

В рамках конференции отдельная секция была посвящена вопросу переработки крупногабаритных шин (КГШ). Кузбасс занимает третье место в России по объемам образования этих отходов, что связано со спецификой деятельности угольной отрасли. Федеральным законодательством в 2015г. введена расширенная ответственность производителей и импортеров товаров и обязанность выполнения ими нормативов утилизации после перехода товаров в отходы. С 2016г. ежегодно устанавливается норматив утилизации шин, который в 2019г. составляет 25 %, а в 2020 году возрастет до 30 %. К тому же с 1 января 2019 года введен запрет на их захоронение.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться непосредственно самим производителем или импортером шин или путем их передачи на утилизацию специализированным организациям, имеющим соответствующую лицензию.

Участники научно-практической конференции отметили низкий процент сбора изношенных КГШ переработчиками, отсутствие достоверных данных как о реальных объемах образующихся отходов КГШ, так и о фактических объемах их утилизации. В ходе дискуссии было предложено разработать региональную систему мониторинга обращения с изношенными шинами и создать рабочую группу по решению проблемы вовлечения в переработку крупногабаритных шин при Департаменте природных ресурсов с участием органов федерального и регионального экологического надзора, Министерства промышленности и торговли и отходоперерабатывающих предприятий, союза производителей и импортёров шин «ЭкоШинСоюз».